31 мая 2016 г.
оставила отзыв о книге «Мэбэт» 31 мая 2016 г.

Дебютный (подчеркиваю - дебютный) роман А.Григоренко "Мэбэт" в 2012 году вошел в шорт-лист Национальной премии "Большая книга"! Это была настоящая бомба - взрыв отзывов и рецензий!
"К дебютной книге Григоренко "Мэбэт" критики прикормились стаей. Привлекала полная безвестность автора и его героев... Но Александр Григоренко не нуждается в снисхождении: его эпос "Мэбэт" о загробном походе человека, никогда не думавшего о смерти, обеспечил ему полноправное присутствие в литературном процессе. Тем важней прочитать новый роман без скидок." (В. Пустовая, Свободная пресса).
Тем не менее, не могу обойти стороной пару цитат наших уважаемых критиков, чьи рецензии очень точны и выразительны.
Например, от А.Чанцева (Openspace.ru): "Взяться читать книгу неизвестного автора, которую сопровождает рекомендация друзей, что это-де такой ненецкий Маркес, – дело, согласитесь, по нынешним временам слегка авантюрное. Впрочем, на поверку почти все оказывается правдой и даже лучше – Маркес тут отнюдь ни при чем...".
Или вот, к примеру, финальный аккорд Л.Данилкина (рецензия Афиши): "Материал – сибирско-таежный, а суть – та же, что в древнегреческих трагедиях, в «Эдипе»: человек и рок, судьба. Собственно, все книги пишутся про это – только одни химически чистые, а другие – разбавленные. «Мэбэт» неразбавленный совсем; редчайший образец литературы-литературы, вообще без примесей".
Но самый главный и самый ценный отзыв, поскольку он был и самым первым, да и самым важным в творческой судьбе А.Григоренко, принадлежит блестящему писателю и удивительному человеку Леониду Юзефовичу:
"Я прочел «Мэбэта» с огромным увлечением. Это замечательный роман, умный и эмоциональный, поэтичный и мастерски смонтированный. Красноярец Александр Григоренко написал о ненцах, о людях тайги, но на самом деле он говорит о том вечном, что живет в душе каждого и объединяет нас всех, независимо от крови и образа жизни. Герои «Мэбэта» являются нам в странных одеждах, тем с большим волнением мы узнаем в них самих себя".

книга Мэбэт
31 мая 2016 г.
оставила отзыв о книге «Ильгет. Три имени судьбы» 31 мая 2016 г.

Лучше не напишешь:

"C книгами Александра Григоренко происходят странные истории. То в 2011 году появляется его роман «Мэбэт», который тихим подводным взрывом перебаламучивает все литературное пространство, — ждешь, грешным делом, что это очередная пиар-кампания, но то была действительно книга во много мегатонн. Довольно быстро выходит второй роман — ждешь слабого продолжения предыдущих тем, спекуляции на успехе, а тут, да, те же таежные древние люди, шаманы, гробы в древесных кронах, ницшеанство и фрейдистские разборки с отцом (тут — приемным), с племенем, с судьбой и историей, но только никакого ощущения повтора, разве что такое же мощное письмо, горестный и высокий эпос, с которым в наши поверхностные, слабые и циничные времена и не знаешь, что делать. Откуда этот рассказ о том, что все мы пылинки на дорогах судьбы, — пылинки, поднявшиеся на обреченный бой с этой судьбой?..." (А.Чанцев, литературовед, критик, эссеист)

"...Этнографическая экзотика "Ильгета" (причем явно стилизованная) – лишь фон, лишь способ рассказывания, способ построения произведения. Как и в предыдущем романе А.Григоренко "Мэбэт" – притчевый характер повествования очевиден, даже вынесен в подзаголовок. Григоренко интересует не культура малых народов, и не мир дикой природы, он пишет не советский идеологический, моралистический или экологический роман. Скорее уж – фантастический. Любопытно при этом, что фантастика производит впечатление большей достоверности, нежели документально-реалистическая проза." (Н.Александров, литературовед, критик, теле- и радиоведущий)

"...Любовь, предательство, святотатство и кара за него, любовь к детям, одиночество, стремление к мести, жажда власти, горечь взросления и зов родной крови — все это увязано в «Ильгете» в плотный, тяжелый узел, скрепленный обжигающими и яркими человеческими эмоциями. Очень странными (разницу в культурных кодах не стоит недооценивать), но при этом невероятно убедительными, настоящими — и узнаваемыми. Не оставляющими ни малейших сомнений в том, что разница между цивилизованными нами, живущими в мире красивых и сложных вещей, и дикарями, мажущими жиром лицо, ничтожна...". (Г.Юзефович, литературовед, литературный критик)

книга Ильгет. Три имени судьбы