Роман "Дети мои" я прочитала два раза подряд, а некоторые эпизоды перечитывала многократно. Возвращалась, потому что написаны они виртуозно, волшебно. Перечитывала избранные места не с целью разгадать, как волшебство "сделано", я просто наслаждалась. Очарование от повторного чтения никуда не исчезало, гармония не рушилась.
Я не знаю, как эти эпизоды писались (родились ли в один миг по вдохновению или шлифовались и бессчетное число раз переписывались), но мне ясно одно: Гузель Яхина владеет магией слова.
Думаю, что у каждого читателя, который уже прочел роман или только собирается взять его в руки, непременно возникнет потребность вернуться к некоторым страницам еще и еще.
Второй роман Гузель Яхиной не обманул моих ожиданий. Он не только не слабее первого, но во многих отношениях его превосходит. Это уже чистой воды словесность. Литература с большой буквы. Причем самого высокого класса. Никакой сценарности и кинематографичности, которую все увидели и оценили в "Зулейхе", нет и следа. И экранизация "Детей" непредставима, просто невозможна. На мой взгляд, это большая победа автора, который долгое время "точил перо" на написании сценариев. И, безусловно, свидетельство необычайно яркого, совершенно самобытного и ни на кого не равняющегося таланта. А еще это результат огромного труда, кропотливой работы писателя, прежде всего, над собой.
Гузель Яхина невероятно требовательна к себе. Поэтому нам так комфортно в пространстве, созданном ее воображением. В книгу входишь легко и свободно, она с первых страниц захватывает и увлекает. От романа не можешь оторваться, и после прочтения душа еще долго пребывает там, вместе с любимыми героями, за которых переживаешь, как за самых близких. Неудивительно, что многие читатели (в основном, конечно, читательницы) не могут сдержать слез, читая эпилог. Он правдив. И Гузель не может отступать от правды жизни - тут она тверда и непреклонна, хотя ничего бы не стоило ей написать финал в угоду трепетным читательским сердцам. Ее твердость тоже вызывает у меня уважение.
Уже три года назад (когда читала "Зулейху") у меня мелькнула мысль, что автор любит читателя гораздо больше, чем себя. Познакомившись со вторым романом, я в этом не сомневаюсь. К себе Гузель безжалостна, поэтому она так долго работала над "Детьми", не удовлетворяясь написанными вариантами, выбросив в корзину почти готовый роман о татарском мальчике, выросшем в немецкой семье, и еще шесть синопсисов. Каждый из них был, наверняка, очень интересным. Вполне возможно, нам понравилась бы любая новая история Гузель Яхиной. Но саму ее написанное не устраивало. "Ты сам свой строгий суд! Всех строже оценить сумеешь ты свой труд!" - какое счастье для нас, читателей, что есть авторы, которые чтут Пушкинский завет и не спешат издать то, что написалось легко и без напряжения. "От автора бестселлера" – волшебные слова, они дают зеленый свет любой рукописи. Но Гузель Яхина не воспользовалась своим преимуществом, поэтому мы читаем сегодня сильную, глубокую и прекрасно написанную книгу.
Она вышла совсем недавно, ее еще немногие успели прочитать, но я уверена, «Дети мои» будут иметь успех. Одно из главных достоинств романа - его абсолютная непохожесть на "Зулейху". Он совсем другой, и в этом огромный плюс. Именно второй роман Гузель Яхиной свидетельствует о настоящем писательском даре. Перед нами уже не дебютант, а Мастер, имеющий свой стиль, свой взгляд, свое видение человека и истории. Поэтому и замах во втором романе гораздо более мощный. «Дети мои» - это масштабное полотно, осмысливающее трагедию века более объективно, чем это делали предшественники, и с того ракурса, с которого на нее еще не смотрели. Чего стоит образ Гофмана! На суд потомков представлен движущий мотив романтиков-революционеров, бескорыстных преобразователей - таких было много! Впервые показана трагедия писателей, поэтов, художников, музыкантов, которые мечтали о рождении нового мира, торопили его и - позже - видели печальные результаты своего вдохновенного труда, пережили крушение надежд. А кто-то и не пережил... Даже за одну эту линию - Гофман-Бах - роман можно считать вкладом в мировую литературу.
Но главное достоинство, которое обеспечит роману любовь читателей, - это его теплота, сердечность и искренность. Тема материнства (ничего, что Бах - мужчина, по сути он заменяет мать) вечная, она всегда находит отклик. Но перед нами совершенно новый текст - умный, но не головной, каждое слово попадет прямо в сердце. И это, пожалуй, единственное, что его роднит с "Зулейхой". Ведь все читатели (а я с самого начала слежу за отзывами в сети) именно это оценили в первую очередь. Конечно, и умение держать сюжет, способность удивлять, балансировать на грани сюра, дарить наслаждение чудесным описанием природы и душевных переживаний - все это у Яхиной в избытке, но не стило бы внимания, если бы не ее большое сердце и красивая душа, которые видны между строк.
Роман «Дети мои» о любви, любви посвящен и любви преисполнен, от начала до конца. Он об умении любить по-настоящему: отвергая себя, борясь с эгоизмом, ежедневно учась видеть и слышать другого, сочувствовать, заботиться, отдавать все лучшее - растворяться в другом человеке. Этого ведь многие не умеют, просто даже не знают, ЧТО на самом деле значит любить.
Пожалуй, никто еще не писал об анатомии родительских страхов и, главное, о возможности их преодоления - о том, что сознательный (осознанный) отказ от "прав собственности" - единственный спасительный путь. Якоб Бах находит его, скорее, интуитивно (можно сказать даже, что сама жизнь выталкивает его на этот путь). Но мы-то, читатели, можем и должны учиться на ошибках литературных героев. В главном герое романа я то и дело узнавала себя...
Но самое ценное, на мой взгляд, что «Дети мои» - роман не о прошлом,а о настоящем.
Истинный талант отражает в своих произведениях гораздо больше того, что хочет выразить. Ведь сам он лишь зеркало эпохи. Так вот в «Детях моих» намного больше сказано не о когда-то живших людях, сильных и слабых, хороших и никудышных, а о нас, сегодняшних, легко поддающихся на пропаганду, верящих любым сказкам, с готовностью подхватывающих чужую паранойю и отдающих себя на волю тирана...В романе точно сказано о психологии толпы, о том, как быстро массами овладевает зло и жажда крови. О том, что толпа всегда неправа и всегда делает ошибочный выбор. Но людей нельзя осуждать, ибо они как дети, которые "не ведают, что творят". Поэтому и "Дети мои". И никто не виноват, и всех жалко...
Вы скажете, что в таком случае для нас все безнадежно и выхода нет? Есть! И он обозначен в книге Гузель Яхиной. Ведь, по большому счету, этот роман о большой культуре. В годы фашизма и сталинизма и русская, и немецкая культура была сметена и засунута в самый дальний угол (как в сундук Тильды) за ненадобностью. Но уцелела, не пропала. Благодаря таким, как Бах, как его ученик Василий Волгин, ставший учителем немецкого. Культурная, гуманистическая эстафета передана, священный огонь не погас и еще согреет многих. И в этом для нас большая надежда, несмотря ни на что!
Одни из самых дорогих для меня страниц — описание того, как киргиз Васька слушает старые немецкие пластинки и разглядывает оставшиеся в доме на Волге старинные немецкие кружева. Эти бесценные моменты меняют мировоззрение мальчика, они же в конечном итоге определят его судьбу. Читая об этом, снова начинаешь верить в то, что красота спасет мир. Если не сейчас, то в будущем — точно.
Да, завоевания культуры, все вместе взятые, - всего лишь тончайшая оболочка на теле тысячелетнего человеческого существования. Содрать ее легче легкого, поэтому все усилия по сохранению тонкого культурного слоя многим кажутся совершенно бесперспективными, тщетными и наивными. Но нельзя опускать руки. Особенно, когда сгущается тьма. Эти мысли возникли у меня после прочтения "Детей моих».
Вера Кострова
24 мая 2018 г.