Прочитал недавно книгу Майкла Каннингема "Избранные Дни". Что хочется сказать?! - она великолепна! Она невероятно интересна и заставляет думать, причем как в процессе чтения, так и после него. Книга о времени, о жизни, о любви, о вере, о человеке, о человечности, об одиночестве, о смерти в конце концов. Но главное она о людях - о нас с вами, о наших взаимоотношениях и отношении ко всему прочему. Она о смысле жизни и жертвах ради любмых. Очень много тем затрагивается в "Избранных Днях", для кого какая тема важней, тот ту и поставит на первое место. Каждый найдет свою правду в этом, бесспорно, великом произведении.
Книга состоит из трех частей, которые очень различны и в то же время невероятно схожи. В каждой части есть три главных героя - мужчина, женщина и ребенок. Саймон, Кэтрин/Кэт/Катарина и Лукас/Люк/Лука. В каждой части есть книга со стихами Уолта Уитмена, которая, для персонажей книги, сопоставима с библией. Есть также трогательная душевность во взаимоотношениях персонажей, интересная история, невероятный психологизм.
Постараюсь как можно более полно описать каждую из них, как можно менее раскрыв смысл каждой истории. Кого заинтересует, тот всегда может сам ознакомиться с этим небольшим произведением, названным мной - шедевром.
В машине. (Мистический триллер)
В первой истории (прошлое) Лукас, младший брат Саймона (которого он недавно похоронил), идет на завод работать, чтобы содержать родителей, которые постепенно превращаются в "машины" (мать зациклилась в себе, после смерти старшего сына, и постоянно лежит в постели, а отец в инвалидном кресле подключенный трубками к аппарату, который помогает ему дышать). Саймон умер на этом самом заводе, случайно угодив в металлопрокатный станок. Он должен был жениться на Кэтрин (беременной проститутке), которая работает на швейной фабрике. Лукас, старается заботиться о невесте брата, так как сам любит ее (детской любовью). Он постоянно читает книгу Уолта Уитмена "Листья Травы" и когда нервничает, начинает говорить стихами из книги. Со временем он выясняет, что душа Саймона находится в машине, за которой он работает (металлопрокатный станок). И эта душа хочет забрать Кэтрин в свой мир. Лукас пытается недопустить этого. И жертвует своей рукой, ради этого благого дела. Идет к Кэтрин на фабрику, потом они вместе идут в больницу. Когда они вернулись, то увидели, что на швейной фабрике случился пожар и все кто был внутри погибли. Лукас считает, что это швейные машины пытались забрать людей, работавших на них, как тот станок, что забрал Саймона.
Крестовый поход детей. (Полицейский детектив о террористах)
Вторая история (настоящее), где главным персонажем становится Кэт - чернокожая женщина, работающая в полиции психологом. Ее задача отвечать на звонки психопатов и других больных, с различными угрозами о террактах и тому подобного. Она живет одна, но у нее есть любовник гораздо моложе, которого зовут Саймон. Однажды она не отреагировала должным образом на звонок мальчика, сказавшего, что собирается взорвать себя. И винила себя за случившийся инцидент. Потом ей позвонил другой мальчик с такой же угрозой, взорвать себя. Ей не удалось уговорить и его, не делать этого. Но был и третий, Люк, которого она спасла. Эти дети жили в квартире, целиком, от пола до потолка, обклеенной страницами из книги "Листья Травы" Уолта Уитмена. Они были сиротами. Их воспитала какая-то безумная женщина, считающая, что нужно изменить мир и создававшая маленьких террористов, внушая им свои безумные идеи, в той самой квартире обклеенной страницами книги Уитмена. Кэт спасла Люка, пойдя на собственные жертвы. Ей пришлось оставить собственную жизнь (работу в полиции, Саймона, все то что ей нравилось) и уехать с Люком, так далеко, как это возможно. Ибо она не хотела отдавать мальчика полиции, которого те обязательно, либо посадили либо сделали с ним чего похуже.
Как красота. (Постапокалиптическая приключенческая драма)
Третья часть (будущее) рассказывает уже о Саймоне, биороботе, который зарабатывает на жизнь в фирме организующей якобы грабежи в парке. Мир переживший катастрофу и медленно подходящий к своему логическому концу. На планете живут как люди, так и инопланетяне, похожие на прямоходящих разумных ящериц. Саймона запрограммировали таким образом, что в определенный день он должен оказаться в определенном месте. Также в нем содержатся стихи Уолта Уитмена, которые он постоянно цитирует. И вот он отправляется в путь к назначенному месту. По пути он встречает инопланетянку (Катарину) и маленького мальчика-урода(Луку). Вместе они обираюся до места, где создатель Саймона построил ракету и хочет отправиться на новую планету, чтобы создать новую жизнь.
Казлось бы, три разных жанра, три абсолютно различные истории, ничем друг с другом не связанные, кроме имен персонажей - но они настолько сильно взаимосвязаны и переплетаются друг с другом, что ощущение после прочтения остается ни с чем не сравнимое. Такого я еще не читал. Их связывает не только Нью-Йорк, персонажи, огромная куча деталей, Уолт Уитмен, но и нечто неподдающееся описанию. Ты просто сам понимаешь, что каждая история переплетается тысячами невидимых нитей с другими двумя историями. Когда читаешь ты понимаешь, что если бы в книге не было хоть какой то части, то это уже не было бы так восхитительно. Книга очень глубока и, как я говорил выше, заставляет читающего думать. Она подойдет как тем, кто любит умные книги, так и тем - кто любит просто увлекательные истории.
В этой книге Дэвид вернулся к своей фишке - тотальной полифоничности, только теперь она стала более грандиозной. Митчелл добавил к георграфии различные времена и невероятно шикарную стилизацию под каждое из них. Шесть эпох - шесть историй. Первая: дневник нотариуса Адама Юинга (19 век). Вторая: история музыканта Фробишера (20 век). Третья: описывает борьбу журналистки Луизы Рей с атомной корпорацией (20-21 век). Четвертая: повествует о жизни английского издателя Тимоти Кавендиша (21 век). Пятая: клон Сонми-451 стал считать себя таким же человеком как и все (недалекое будущее). Шестая: об одном островитянине, одним из последних в человеческом роду, в мире после глобальной катастрофы (далекое будущее). Каждая написана в своей определенной стилистике. Дэвид Митчелл очень искусно владеет словом и умеет сказать его так, чтобы было похоже, что его говорит либо нотариус из 19 века, либо творческая личность-музыкант живущий веке в 20, либо клон из будущего. Потрясающе написана книга. И причем эти шесть историй расположены в книге весьма не обычным образом. Они расположены как матрешка одна в другой, это если смотреть сверху. А если смотреть сбоку, то явно выраженная идея времени (от начала к пику а потом обратно, как бы эволюция-пик-деградация). Цифрами можно было бы показать так: 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1.
И куда же в таком разнообразии историй и личностей без тех самых прозрачных нитей, что Митчелл так ловко использовал в своем первом романе. Только тут пересекаются не люди, но мелкие детали, будь то дневник написанный Адамом Юингом и найденный музыкантом Фробишером, либо статья журналистки Луизы Рэй, содержащей разоблачающие факты против корпорации, оказавшиеся у издателя Тимоти Кавендиша, живущего в Лондоне. И нужно заметить, что это разные временные эпохи. После прочтения перед глазами возникает, действительно что, облачный атлас, охватывающий собой все те эпохи, события и детали связывающие все воедино. Неповторимая картина, нарисованная собственным воображением, запоминается надолго.
В этой книге он отходит от своих идей, выработанных в "Литературном Призраке", но создает не менее великолепное произведение. Что еще более сильно укрепляет его успех среди английских современных авторов. Его начинают называть лучшим, но пока еще в пол голоса (двух книг недостаточно, вдруг третья книга будет фуфлом). Здесь история линейная относительно того, что нет географических скачков, но абсолютно не линейная в плане скачков экзистенциональных (То сон, то реальность, ту будущее, то настоящее, то прошлое, то реальный сон, то нереальная реальность). Юноша из деревни ищет своего отца в столице Японии - Токио, и попадает во всяческие переделки. Мы как читатели, следим за его снами (весьма не обычными), следим за тем, как он встречается с якудзой и Джоном Ленноном, следим за ночной жизнью города и за тем как рождается любовь. События происходят с невероятной быстрой - у читателя может закружится голова, но все равно листаешь страницу за страницей. И в итоге сам теряешься - читаешь ли ты во сне или нет. Так же в книге присутствует Митчелловская фирменная атмосфера, близкая к той, что есть в книгах у Мураками, опять же. Не менее великолепная книга Митчелла - она просто другая. Как у людей бывает несколько личностных сторон, так и Митчелл открыл читателям, другую сторону своего мастерства, безусловно идущего от сердца.
То, что Япония фигурирует в его первых книгах не случайно. Он восемь лет жил и работал учителем английского на Японских островах. Женился там и сделал двух детей. После чего вернулся в родную Англию, где живет до сих пор.
Потрясающая книга. Невероятный круговорот отдельных событий в разных уголках планеты, прошитых насквозь прозрачными нитями. Такое можно встретить у Мураками. У Митчелла на этом построена вся книга и это стало его фирменной фишкой. Как пример, могу привести первые три истории этой книги. Вот террорист, скрывающийся после терракта в Токийском метро на острове Осака. После того как он узнает из новостей, что его террористическую ячейку обнаружили и произвели массовые аресты он решается позвонить по секретному номеру телефона, но дозванивается в маленький музыкальный магазинчик в Токио, трубку снимает продавец. Вторая история про молодого человека, обучающегося игре на саксофоне, иногда выступающего с одноклассником в кафе, играя джаз. Он работает в магазине продавая коллекционные версии джазовых пластинок и дисков. Да, это именно ему дозвонился террорист. Однажды к нему заходит группа девочек, противных, избалованных большими деньгами девочек, но среди них была одна - не такая. Он понял это с первого взгляда и влюбился. Она тоже. Позже они встретились, но выяснилось что она из Гон-Конга и вскоре уезжает домой. Он решает, что это его судьба и отправляется за ней. Третья история про юриста, живущего в Гон-Конге. Герой женат и его жена хочет ребенка. Они пытаются его сделать, но ничего не выходит. Потом выясняется, что в квартире с ними живет призрак девочки, которая очень привязалась к нему и как бы ревнует его, не давая ей забеременеть. После работы он ходил в кафе, где однажды к нему подсели молодой человек с девушкой (что очень ему напомнило о лучших годах с женой). Это был тот самый парень из музыкального магазина в Токио с той самой девушкой, которая однажды к нему зашла. На работе директор фирмы совершал финансовые махинации его руками, что раскрылось впоследствии. И так далее и так далее. Весьма занимательно, не правда ли? Причем все эти истории настолько интересно написаны, что не позволяют оторваться от книжки пока не прочитаешь до конца главу, а то и всю книгу... Следить за переплетением этих нитей сущее удовольствие. Атмосфера просто зашкаливает. Внимание к деталям и различным мелочам, любовь к джазу, и отличное описание эмоций - это роднит его с другим замечательнейшим писателем - Харуки Мураками. Если решите знакомиться с творчеством Дэвида Митчелла, то начинайте с его первой книги - Литературный призрак. Не пожалеете.
Нет, его рассказы не такие как у Стивена Кинга. Они не похожи ни на что вообще. У него уникальное видение истории. За один этот сборник рассказов я готов его причислить к современной классике, причем не классики ужасов или мистики, а классике в принципе. Его рассказы наполнены в большинстве своем персонажами отнюдь не положительными. Почти каждый в рассказе как минимум весьма странный человек (а иногда и не человек вовсе). Причем, в большинстве рассказов главный персонаж - это ребенок. Будь то ребенок, который дружит с надувным мальчиком ("Хлоп Арт"); или ребенок просыпающийся и понимающий, что он превратился в гигантскую саранчу ("Услышать, как поет саранча"); или двух братьев, сыновей Абрахама Ван Хельсинга, один из которых отказался пойти по стопам отца ("Сыновья Абрахама"); так же есть мальчик который умел летать, когда на нем был плащ собранный из разных лоскутков старых тряпок ("Плащ"); и еще множество рассказов с детьми на первом плане. Каждый рассказ моментально заражает читателя своей неповторимой интонацией (неторопливым повествованием), погружая его все больше в историю, которую Джо рассказывает. Вероятно это происходит от того, что Джо Хилл очень искренен со своими читателями и уважительно относится к ним. Он очень хороший рассказчик, просто отличный. И безусловно мега-талантлив. Ему непонятным образом удается так зачаровать читателя, что тот не замечает как летит время, проглатывает рассказы один за другим, и очухивается только когда упирается взглядом в страницу "содержание". Чувства возникающие после прочтения того или иного рассказа очень разнятся между собой. Например, после рассказа "Лучше, чем дома" возникает легкое недоумения, из-за некоторый недосказанности; читая рассказ "Черный телефон" ты постоянно напряжен и переживаешь за мальчика, которого поймал серийный маньяк и посадил в подвал; моим любимым рассказам из этого сборника стал "Хлоп Арт". Это просто супер шикарный рассказ. Он и странный, и очень трогательный, и местами невероятно смешной, а концовка вообще способна выбить слезу.
В общем, как по мне, так это выдающийся сборник рассказов очень талантливого писателя, который все просто обязаны прочитать. Любой, вне зависимости от личных пристрастий, сможет найти в этой книге рассказ, который не оставит вас равнодушным. Настоятельно рекомендую.