"Послушай: далеко-далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф..." "Моя любовь к тебе сейчас - слоненок, родившийся в Берлине иль Париже ..." "Видишь вокзал, на котором можно в Индию Духа купить билет?" - удивительные строки для русской литературы, загадочные и запоминающиеся.
Автор этих строк - "охотник на львов" в Африке, воевал в первую мировую, расстрелян в 1921 в Петрограде за участие в монархическом заговоре, основатель школы акмеизма, муж поэтессы Серебряного века (и просто известный донжуан), отец историка Льва Гумилева, автора теории пассионарности... Николай Гумилев сознательно создавал себе биографию, это творчество - значит, она должна, обязана быть написана!
Однако книга В. Шубинского не приключенческий роман - это серьёзные труд историка и литературоведа, фундаментальный даже по объёму - я читала электронный вариант, но уверена, что бумажный весит не менее килограмма. Жизнь поэта воссоздаётся по документальным свидетельствам, Шубинский не позволяет себе никаких художественных вольностей или домыслов. Эта книга для тех, кто получает удовольствие от отступлений типа: "в ... году герой приезжает в город N, этот город на тот момент представлял собой..." - и далее подробное описание всех слоев населения города, история его создания, выдержки из газет того времени и масса других исторических фактов. Или: "стихи героя печатаются и в N газете, её редактором на тот момент был NN , до того был NNN, в газете так же сотрудничали NNNNNNN..." далее следуют подробные описания. Моя любимая форма биографии! Тем более учитывая то, что герой на месте не сидел: тут гимназия в Царском Селе и её директор - Анненский, Париж, Африка и её геополитическая ситуация на тот момент, дуэли и окопы первой мировой, и "башня" Вячеслава Иванова, и "подвал бродячей собаки" в Петербурге, Анна Ахматова, Черубина де Габриак, весь Серебряный век, революция... Очень большое место занимают рецензии современников на стихи Гумилева, анализ формирования его собственного стиля - во время чтения биографии не обойтись без собрания сочинений как самого Гумилева, так и множества его современников, возникает действительно острая потребность начать их всех читать. Это признак хорошей биографии, правда?
Из минусов - всё-таки исторические отступления иногда казались слишком короткими. С другой стороны, книга не может ведь быть бесконечной. Есть стилистические небрежности в тексте, но это должен был убрать редактор.
Земные космонавты терпят крушение корабля и оказываются без связи с остальным человечеством на крайне не дружелюбной к людям планете.
Современный читатель, после просмотра сериалов "Ходячие мертвецы", "Под куполом" и им подобных, будет ожидать от подобного сюжета"грызню" за выживание и озверение людей, оторванных от сдерживающих "звериное" начало в человеке оков цивилизации. И ошибётся. Космические "робинзоны" из 80-х гг прошлого века совсем другие: духовность, самопожертвование и помощь ближним для них основа существования. В книге нет отрицательных персонажей - совсем. Книга вообще удивительно целомудренна. За весь роман выпито всего пара глотков виски (остальное было брезгливо вылито), не произнесено ни одного ругательства, нет ни одной жестокой или постельной сцены (пара скромных поцелуев!) - сейчас вы не найдёте ни одной даже детской книги настолько чистой и оторванной от животной составляющей человека. Люди не просто выживают в крайне трудных условиях, но и на самом деле заинтересованы в сохранении человеческого в себе. В том числе человеческого достоинства. Людям интересно жить, учиться, путешествовать, открывать новые миры и совершать подвиги, но не делать карьеру и покупать путевки "олл инклюзив". Где сейчас все эти люди?
Удивительно подробно прописан мир чужой планеты и быт землян на ней - постоянно приходится напоминать себе, что это выдумка, настолько все реально.
Удивительно простым, ясным языком написан роман, никаких сложных сравнений, метафор, длинных предложений или непонятных слов - и в то же время эта простота не кажется убогой, язык не кажется бедным. Разве что иногда кажется, что герои говорят слишком книжным языком. И просто потрясающий момент - описание лексикона детей, родившихся в поселке на чужой планете.
Интернет выдает информацию, что роман "Поселок" входит в серию романов о докторе Владиславе Павлыше. Удивительно, что в детстве они прошли мимо меня.
Удивительная зарифмованность жизни ГГ напоминает «сизифов труд» - вечное бессмысленное переживание несправедливости судьбы к себе любимому…
И не только ГГ. Практически все герои, за исключением Кристел и Артура, «точно мертвые, точно зомби» (с) Кристел: живут, работают, влюбляются, женятся, изменяют друг другу по накатанной колее. Ими же самими накатанной или кем-либо другим. Как Кити решает примерить на себя роль умершей Энн…
Выход из круга страданий есть. Его видит ГГ в наркотическом бреду. Тот же выход олицетворяет Кристел: «простить, чтобы быть прощённым и радоваться тому, что у тебя есть, самым простым вещам».
Но сложно. Клиффорд не прощает Кристел разрушенного идеала, ГГ не прощает жизни своего детства в приюте, Ганнер не прощает жене измены...
Это мой первый роман Мердок. Буду читать дальше. Замечательная композиция, захватывающий сюжет, интересные персонажи. Грустный, атмосферный реализм.
Чеховский "Дядя Ваня" в формате английского не то классического, не то готического романа. Глушь, поместье, виски пьют как воду, ничего не делают, много говорят, все мужчины влюблены в сонную, холодную и ко всему равнодушную красавицу... все остальные женщины постоянно влюбляются то в одного, то в другого, хотят секса - хоть с кем, но никто не дает, все очарованы.... ни тени дела или реальной жизни. От скуки к концу романа образуется много трупов.
Скалы и море, в отличие от ружья на сцене, выстрелили.
Весь роман фоном слышались диалоги из Чехова:
— А хорошая сегодня погода... Не жарко..
— В такую погоду хорошо повеситься...
Или:
- Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны. Смотри: дядя Ваня ничего не делает и только ходит за тобою, как тень, я оставила свои дела и прибежала к тебе, чтобы поговорить. Обленилась, не могу! Доктор Михаил Львович прежде бывал у нас очень редко, раз в месяц, упросить его было трудно, а теперь он ездит сюда каждый день, бросил и свои леса и медицину. Ты колдунья, должно быть.
- Ну, дорогая моя, роскошь, будьте умницей! В ваших жилах течет русалочья кровь, будьте же русалкой! Дайте себе волю хоть раз в жизни, влюбитесь поскорее в какого-нибудь водяного по самые уши -- и бултых с головой в омут, чтобы герр профессор и все мы только руками развели!
Очень атмосферный, завораживающий роман. Неделю не отрывалась от книги, как герои романа от Ханны, хотя действия почти не было. Секрет Ханны, как и секрет увлекательности этого романа остались для меня непознанными: видимо, магия. Для тех, кто любит пьесы Чехова, этот роман - чистое, неразбавленное удовольствие, как виски (которое в романе сравнивают с молитвой Богородице). Смело рекомендую всем почитателям Чехова.
Для меня Единорог второй роман Мердок , первым было Дитя слова. Единорог написан на 12 лет раньше. Здесь присутствуют важные для Дитя слова темы вины и искупления, реальной и придуманной жизни, самолюбования вместо действия... И даются те же самые ответы. Как говорит мой любимый доктор Астров из Чехова: Праздная жизнь не может быть чистою.