Многократно приходилось нам наталкиваться на потребность иметь под руками какой-нибудь осязательный ответ на вопрос: «Что такое Православная Церковь?» Современная православная мудрость научает нас, что определить Церковь нельзя, ее можно только показать: «Приди и посмотри». Но где и что смотреть? Конечно, прежде всего православную жизнь во всех ее проявлениях: в богослужении, святых отцах, в старчестве, в монастырях, в выдающихся пастырях и мирянах, в иконе, в пении, в книгах... – словом, во всем, на что многообразно пролился Дух Божий на земле со времени первой христианской Пятидесятницы.
Мнансуров: на что нужно смотреть, чтобы узреть Церковь.
«Бог основал ее, а не человек», – но далее указывает и на людей: «Одни более, другие менее способствуют к совершению сего здания, сей обители Христовой, сего святого Храма, по той мере, как они сами с нею сопрягаются и соединяются Духом Святым».
Григорий Богослов о Царствие как созидаемым Богом и людьми в свою меру
Но Он не только собирает избранных Своих в Свое будущее Царство Славы после их смерти или кончины мира – но сейчас собирает, в Царство, ныне уже существующее, в которое можно и нужно войти еще здесь, на земле. Лишь духовная незрелость, греховность, неполнота веры и любви препятствуют многим людям видеть сейчас Царствие Божие на земле и входить в него. «Ибо пришла полнота времен усыновления, – говорит святой Ириней Лионский, – и приблизилось Царство Небесное и живет в людях верующих».
Царство не только будущего века, но уже здесь, на земле.
Вот почему Мученические акты наряду с годом мира сего, царствованием такого-то императора или таким-то консульством для обозначения времени кончины мученика ставили: «Пострадал в царствование Господа нашего Иисуса Христа» (Акты Поликарпа, Пиония, Акакия); ибо мученики и их окружавшие сквозь страдание и смерть чувствовали это царствование уже наступившим.
Время царствования Господа
В своей побеждающей смерть любви (Игнатий Богоносец), в своих страданиях эти мученики – мужчины, женщины, дети христианские – всё более соединялись со Христом, в самых страданиях обретая величайшую радость. Так что особенностью христианских мучеников была любовь и именно особая благодатная радость, которая светилась в их подвиге. Страдания и смерть не просто переносились ими как тяжелое и неизбежное зло, а попирались царственно любовью и благодатью. «Мученики шли веселые на свой подвиг, – свидетельствует, например, описание кончины мучеников Лионских (177 год), – в их лицах выражалось сочетание достоинства с приятностью» (Акты Лионских мучеников по Евсевию. V.
Радость мученичества
Сознание, что Христос воцарился и что Он среди верных Ему есть и будет, не покидало первых христиан среди тех жестоких мучений, которыми пытался древний мир оторвать христиан от их Царя и Бога. Перед лицом римского судьи, когда такое свидетельство было равносильно смертному приговору или являлось продолжением превышавших человеческие силы мучений, они неизменно и твердо свидетельствовали о Христе как о своем Царе и Боге, и что это Он, Христос, подает им «силы переносить огонь» и всякие другие муки, какими их испытывали. Свидетельствовали это (как, например, епископ Поликарп Смирнский) «с твердостью и великою радостью», – и «Божественная благодать светилась» при этом «в лице его»12.
Свечение лица мучеников христианских