Со времён феноменальной волшебной саги Джоан Роулинг было предпринято немало попыток создать нечто подобное. Но великая история на то и великая, что не поддаётся копированию – редко кому удаётся написать текст, явно вдохновлённый чьим-то успехом, но при этом не уйти в прямое подражание и не испортить задумку. Поэтому, когда под руку попадаются вполне достойные результаты, о них хочется рассказать. Литературный дебют Александрии Рихтер (дилогия о Кристофере Клине) – это история о волшебной академии, приключениях в мире магии, друзьях и всяческих попытках выбраться из очередной передряги, сохранив себя и веру в людей.
Тринадцатилетний сирота Кристофер Клин живёт на Краю Света в таверне своей тётки. Он мечтает служить дому Треф, стать лучшим рыцарем Лонгрена и, заслужив всяческие почести, посвататься к прекрасной Трефовой даме. И вот Кристофер поступает в академию, где знакомится с Саймоном, Мартой и Гилбертом, которые станут его лучшими друзьями (и верной свитой). Следующие шесть лет ему предстоит учиться магии и управлению стихиями, влипать в переделки и выходить из них (порой успешно, а порой с серьёзными последствиями), сталкиваться с ложью, предательством, пытаться не потерять себя и желание бороться за свою мечту, найти правду и прийти наконец к своей цели.
Серию о Кристофере Клине можно назвать оммажем Гарри Поттеру или очень вольной его интерпретацией с попыткой (впрочем, вполне успешной) из фрагментов существующей вселенной создать собственную, достаточно необычную, интригующую.
С первых строк книга погружает в необычный сеттинг. Мир, в котором происходят все сюжетные перипетии, – это карточное королевство, жители которого, естественно, происходят из четырёх домов: Червы, Трефы, Бубны и Пики. Каждому дому присуща своя стихия – Огонь, Вода, Воздух и Земля, а отсюда и соответствующие магические силы, дающие возможность этими стихиями управлять. Как и бывает в таких случаях, когда-то очень давно главы мастей договорились править страной поочерёдно, но, естественно, нашёлся недовольный и жаждущий большей власти бунтарь. Им оказался король бубнов, в один непрекрасный день решивший совершить государственный переворот, а именно убить брата-близнеца червонной королевы Лавэтты, её обвинить в преступлении и заточить в Серой башне, а самому занять освободившийся трон. Равновесие в Лонгрене необратимо нарушено Догадайтесь, кому придётся в конечном итоге решить эту проблему?
Судьба Кристофера, как можно предположить из многочисленных образцов подобных историй (взять тех же Гарри Поттера или Перси Джексона), диктует ему образ некоего избранного, который в итоге должен решить все существующие проблемы, добиться справедливости и восстановить порядок. Для читателя закономерно ожидать от него чего-то особенного. Но Кристофер с самого начала рушит все надежды. Он оказывается обычным подростком, не блещет талантами ни в чём – ни в учёбе, ни в спорте, ни по части общения с девушками. Зато ему вполне удаётся быть своим парнем: всегда заступаться за друзей, не отказывать в помощи тем, кому она нужна, и охотно верить во всякую чушь (да хотя бы за компанию). В чём-то он похож на каждого из нас, за исключением, конечно, владения некоторыми магическими способностями, но и здесь скорее (если проводить культурные аналогии) Невилл Долгопупс, чем Гарри Поттер. От этого, как бы нелепо и часто раздражающе Кристофер ни поступал, ему хочется сочувствовать.
«Историю делают именно такие люди. Обычные, – ответила Зандра. – Избранные, которые должны её менять, очень часто заняты другими делами. Своей избранностью, например».
Впрочем, хочется отдать должное Александрии Рихтер: все персонажи книги, как принято говорить, живые. Каждый их них соответствует определённому типажу, но в этом есть свой плюс – герои понятны, их поступки не вызывают внутренних противоречий и желания воскликнуть: «Боже, да в реальной жизни никто так себя не ведёт!» Каждый действует исходя из собственной мотивации, и каждый новый шаг – естественное следствие предыдущего. В этих героев веришь, в них узнаёшь себя, своих друзей, соседа с верхнего этажа или парня из параллельного класса. Саймон Винд – гениальный сын богатых родителей, в какой-то момент совершающий попытку перетянуть фокус внимания с Кристофера на себя. Но характер самого Кристофера от такого абсолютно контрастного соседства прорисовывается только чётче. Марта Спарклинг – боевая отважная девчонка, характерный образ сильной героини, которая и из беды вытащит, и поддержит, а если нужно, даст мудрый не по своим годам совет. Гилберт Батт – нетипичный книжный червь, пусть и без ума от библиотек и древних фолиантов. Не мямля и не рохля, а скорее наоборот, иногда не в меру строгий и излишне эмоциональный, но в силу возраста и это можно ему простить.
«Если ты не будешь ошибаться, никогда ничему не научишься, – фыркнула Зандра. – А значит, так и будешь повторять одну и ту же ошибку снова и снова».
За время, проведённое за чтением (в общей сложности 832 страницы), герои становятся почти родными, расставаться с ними жалко и хочется поскорее нырнуть в следующее приключение. Впрочем, потенциала у истории хватит ещё как минимум на пару книг, так что можно смело ждать продолжения.
Мир «Кристофера Клина» соткан из множества референсов. Карточное королевство с кланами мастей, их противостоянием и борьбой за власть отсылает к кэрролловской «Алисе в Стране чудес». Таверна с характером заставляет вспомнить о цикле «Эрагон» Кристофера Паолини. Одна из главных интриг книги – происхождение Кристофера, что прямая параллель с серией Рика Риордана о Перси Джексоне. И конечно, линия одинокого сироты, попадающего в школу волшебства, а затем обретающего там лучших друзей, – большая и явная отсылка ко всеми любимой саге Джоан Роулинг. Фрагменты уже существующих историй под пером Рихтер складываются в новый мир, пусть местами вызывающий ощущение дежавю, но очаровывающий именно этой своей узнаваемостью. В него приятно погрузиться, когда хочется уюта и некой предсказуемости. Здесь нет ничего лишнего, каждый элемент истории – харизматичные герои, любовно выписанный сеттинг, тайна, положенная в основу сюжета и сохраняющаяся до самого финала, – на своём месте.
Цикл о Кристофере Клине – увлекательная сказка о магии и дружбе, долге и чувстве ответственности перед другими и собой, о трудном выборе и ошибках, которые придётся принять. Как и любую хорошую историю, книгу можно читать по-разному. Например, как динамичный рассказ о приключениях четырёх подростков в необычном мире. Или как более глубокое размышление о вечных ценностях. Всем нам, большим детям, по-прежнему нужны утешающие сказки.
Автор: Мария Фадеева
Цикл «Кристофер Клин» Александрии Рихтер: сказочная школа магии, избранный сирота-неудачник, трое харизматичных друзей и целый чемодан загадок и жизненных проблем
09 апреля 2024
Рецензии
-
- 1
- Комментировать 0
История о волшебной академии, приключениях в мире магии и настоящей дружбе.
Упомянутые книги
Кристофер Клин и два короля
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0
Кристофер Клин живет на Краю Cвета, мечтает преданно и верно служить Дому Треф и стать самым знаменитым рыцарем за всю историю Лонгрена.
Для...Ещё
Кристофер Клин и проклятье туманных вод
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0
На Лонгрен надвигается буря. Медный замок разрушен, в королевстве неспокойно. Мир полнится слухами, многие предчувствуют беду.
Но...Ещё
-
- 1
- Комментировать 0
Комментарии