«Под маской, или Сила женщины» — крохотный роман на 150 страниц, который открывает сцена в гостиной английского поместья Ковентри-хаус. Все его обитатели с разными мыслями и чувствами ожидают прибытия новой гувернантки мисс Джин Муир. Кто хоть раз читал викторианские романы, уже предполагает, что будет дальше. Скорее всего, прибывшая гувернантка окажется знающей свое место серой мышкой, не лишённой всяческих добродетелей. Некий обеспеченный джентльмен оценит её по достоинству и обязательно в самом конце позовёт бедную девушку под венец. Вот он, счастливый конец!
Первая же глава разбивает читательские ожидания. Сразу становится ясно, что главная героиня не так проста. Как только за ней закрывается дверь отведённой ей комнаты, перед читателем открывается её истинное лицо. За маской юной гувернантки скрывается уже много повидавшая женщина, чей вид красноречиво говорит: «зим на её веку было явно больше, чем вёсен».
Дальше сюжет потечёт своим чередом, как это было бы в любом другом сентиментальном романе. Однако уже ни на миг не забываешь: всё это игра, из которой мисс Муир рассчитывает выйти победительницей. Вопрос только в том, какой в ней приз.
Эту гениальную историю об искусстве манипулирования, масках и женской силе написала американская писательница Луиза Мэй Олкотт. Именно она подарила миру историю сестер Марч, описанную в «Маленьких женщинах» (1868) и «Хороших жёнах» (1869). Подобно своей героине мисс Муир, Олкотт примерила на себя некую «маску». Она издала роман в 1866 году под псевдонимом А. М. Барнард. Автор пишет не про события в Соединённых Штатах времён Гражданской войны, а переносит действие в декорации чопорной викторианской Англии.
Олкотт – мастерица по части написания романов взросления, а вот А. М. Барнард позволяет себе создать книгу в жанре сенсационного романа. В 1860-е так называли истории, чьи авторы стремились вызвать шок у читателя и сломать существующие стереотипы. Первым таким произведением считается «Женщина в белом» (1860) Уилки Коллинза.
Для своей эпохи «Под маской» однозначно была шокирующей и сатирической историей. С одной стороны, такой эффект складывается благодаря первым же страницам книги: в них сразу открывается двуличие главной героини. Сдругой стороны, дело в ней самой. Мисс Муир — не положительный персонаж, а самый настоящий антагонист. Более того, Олкотт создала тёмную версию знаменитой гувернантки авторства английской писательницы Шарлотты Бронте. На это в первую очередь намекает игра имён: Джин Муир явно созвучно Джен Эйр. Обе героини отягощены непростым прошлым и разными путями пробиваются через классовые барьеры к счастью. Некоторые сцены из романа Бронте Олкотт переигрывает, как, например, укрощение героиней буйной лошади.
Некоторые обитатели Ковентри-хауса тоже прячутся под определёнными масками, которые притворщица-гувернантка будет методично срывать. Им мало сочувствуешь, а вот ей – да. В этом заслуга главной манипуляторши – самой Луизы Мэй Олкотт. Что сейчас, что во второй половине XIX века сопереживание плохому персонажу, злодею ставит читателя в тупик, однако наблюдение за ними часто приносит то, ради чего вообще читают книги: яркие эмоции. Безумная героиня комиксов Харли Квинн, мошенница из сериала Netflix «Изобретая Анну» и мисс Муир – эти антигероини, как и вполне положительные сёстры Марч и Джен Эйр, обладают внутренней силой и искренним стремлением к свободе. Этими качествами невозможно не восхищаться.
«Мне нравится быть собой, пользоваться полной свободой, добиваться доверия окружающих. Но только недобрые люди нарушают чужой покой, вот я и пытаюсь подчиняться».
Если романы писательниц-викторианок вроде сестёр Бронте кажутся вам слишком спокойными и несовременными, эта книга точно для вас. «Под маской» – тот сорт классики, который точно не даст заскучать. Не зря в самом начале нам говорят, что «последняя сцена непременно будет лучше первой». Луиза Мэй Олкотт вас не подведёт!
Издательство: «Подписные издания» и «Букмейт»
Год издания: 2024
Переводчик: Александра Глебовская
Автор: Даша Колганова
Комментарии