Недавно мы рассказали, как можно начать знакомство с современной японской литературой. В той подборке вы найдёте романы, которые в полной мере отражают значение слова «кавайи». Однако многогранный литературный мир Японии не ограничивается светлыми милыми историями про котиков и избавление от одиночества. Сегодня расскажем про сторону японской прозы, которую можно назвать странной.
Япония удивительным образом одновременно приветствует и внедряет передовые технологии и продолжает чтить и сохранять древние традиции. Внешне баланс между ними есть, но если приглядеться, местами он хрупок. Предлагаем взглянуть на внешне безоблачную японскую действительность глазами авторов, которые в особом ключе представляют проблемы современного им общества.
- «Полиция памяти» Ёко Огавы – лиричная антиутопия о хрупкости человеческих связей и памяти;
- «Нора» Хироко Оямады – повесть про взрослую вариацию Алисы в Стране чудес;
- «Люди тут у нас» Хироми Каваками – роман-пазл из историй жителей одного района;
- «Брак с другими видами» Юкико Мотои – сборник о метаморфозах в браке и не только;
- «Церемония жизни» Саяки Мураты – сборник про нормальных безумцев в нормальном безумном мире.
Брак с другими видами
-
0
-
2
-
1
-
0
-
0
-
4
Сборник «Брак с другими видами» включает в себя истории, в которых герои, а точнее героини, сталкиваются со сверхъестественным в современной Японии. Если вам казалось, что мужчины прилетели с Марса, а женщины с Венеры, то у Юкико Мотои они будто принадлежат к разным видам живых существ. Вокруг них всё время творится чертовщина. Так, одна героиня замечает, что она и муж стали на одно лицо. Другая начинает подозревать, что её жизнь – срежиссированное телешоу. И это ещё цветочки: если вступишь с какой-то сущностью в непосредственный контакт, тем более брак, то метаморфозы и трансформации неизбежны!
Нора
-
0
-
0
-
2
-
0
-
0
-
0
Главная героиня «Норы» Аса переезжает вместе с мужем в провинцию, где соседний дом занимают его родители. Она оставила работу и теперь не знает, чем себя занять. Занятия, а точнее странности, находят её сами. Аса встретит чудаковатого родственника мужа, которого будто вовсе нет, а также чёрное существо, из-за которого она провалилась в странную нору. Подобно героиням мультфильмов Миядзаки или Алисе в Стране чудес, героиня Хироко Оямады столкнётся и с другими странностями. Но самое странное и страшное то, как некая сила потихоньку будет затягивать Асу на положенное ей место в семейной иерархии.
Церемония жизни
-
1
-
0
-
1
-
0
-
0
-
16
Даже для японской литературы Саяка Мурата – странная фигура. Её «Человек-комбини» и «Земляноиды» вывернули наизнанку все возможные рамки нормальности. Сборник малой прозы «Церемония жизни» включает в себя ранние произведения писательницы, благодаря которым она получила среди коллег по цеху прозвище Crazy Саяка. Модный гардероб и мебельный гарнитур из мертвецов; отношения с оконной шторой; люди, как органы большого города-организма; похороны, на которых главное блюдо – покойник. Всё это и не только в рассказах Мураты-сан шокирует и позволяет иначе взглянуть на то, насколько условны и гибки человеческие понятия о норме.
Люди тут у нас
-
0
-
3
-
1
-
0
-
0
-
0
Как описать книгу Хироми Каваками «Люди тут у нас»? Представьте себе жилой район, где население обитает на окраине, и все жители очень странные, притом каждый на свой лад. Это не район, а государство, отдельный мир, вселенная, где истории начинаются завтра, а заканчиваются вчера. Тут у них есть призраки, страшные собаки, чудные дома, не взрослеющие дети и вечные старики. Книга Каваками напоминает безумный сюрреалистичный сборник историй-притч о месте, которого не существует в нашей реальности. Однако в его микрокосме угадываешь свой дом, свой район, своё общество, если допустить на секунду, что все мы немного того.
Полиция памяти
-
0
-
18
-
7
-
0
-
0
-
0
«Полиция памяти» иллюстрирует собой особый вид антиутопии, в которой говорится о хрупких человеческих связях и памяти. На неком острове, напоминающем Японию, люди постепенно начинают забывать значение разных слов. Оплакав потерю, все должны избавиться от малейших следов утраченного. Чтобы люди больше не горевали из-за потери слов, существует полиция памяти, которая отвечает за тотальную зачистку. Она же занимается теми, кто не хочет или не может забыть утраченные значения слов. Однако способен ли полицейский надзор залечить пустоту, которая образуется при лишении смыслов? И зачем он вообще нужен?
Сборник «Брак с другими видами» включает в себя истории, в которых герои, а точнее героини, сталкиваются со сверхъестественным в современной Японии. Если вам казалось, что мужчины прилетели с Марса, а женщины с Венеры, то у Юкико Мотои они будто принадлежат к разным видам живых существ. Вокруг них всё время творится чертовщина. Так, одна героиня замечает, что она и муж стали на одно лицо. Другая начинает подозревать, что её жизнь – срежиссированное телешоу. И это ещё цветочки: если вступишь с какой-то сущностью в непосредственный контакт, тем более брак, то метаморфозы и трансформации неизбежны!
Главная героиня «Норы» Аса переезжает вместе с мужем в провинцию, где соседний дом занимают его родители. Она оставила работу и теперь не знает, чем себя занять. Занятия, а точнее странности, находят её сами. Аса встретит чудаковатого родственника мужа, которого будто вовсе нет, а также чёрное существо, из-за которого она провалилась в странную нору. Подобно героиням мультфильмов Миядзаки или Алисе в Стране чудес, героиня Хироко Оямады столкнётся и с другими странностями. Но самое странное и страшное то, как некая сила потихоньку будет затягивать Асу на положенное ей место в семейной иерархии.
Даже для японской литературы Саяка Мурата – странная фигура. Её «Человек-комбини» и «Земляноиды» вывернули наизнанку все возможные рамки нормальности. Сборник малой прозы «Церемония жизни» включает в себя ранние произведения писательницы, благодаря которым она получила среди коллег по цеху прозвище Crazy Саяка. Модный гардероб и мебельный гарнитур из мертвецов; отношения с оконной шторой; люди, как органы большого города-организма; похороны, на которых главное блюдо – покойник. Всё это и не только в рассказах Мураты-сан шокирует и позволяет иначе взглянуть на то, насколько условны и гибки человеческие понятия о норме.
Как описать книгу Хироми Каваками «Люди тут у нас»? Представьте себе жилой район, где население обитает на окраине, и все жители очень странные, притом каждый на свой лад. Это не район, а государство, отдельный мир, вселенная, где истории начинаются завтра, а заканчиваются вчера. Тут у них есть призраки, страшные собаки, чудные дома, не взрослеющие дети и вечные старики. Книга Каваками напоминает безумный сюрреалистичный сборник историй-притч о месте, которого не существует в нашей реальности. Однако в его микрокосме угадываешь свой дом, свой район, своё общество, если допустить на секунду, что все мы немного того.
«Полиция памяти» иллюстрирует собой особый вид антиутопии, в которой говорится о хрупких человеческих связях и памяти. На неком острове, напоминающем Японию, люди постепенно начинают забывать значение разных слов. Оплакав потерю, все должны избавиться от малейших следов утраченного. Чтобы люди больше не горевали из-за потери слов, существует полиция памяти, которая отвечает за тотальную зачистку. Она же занимается теми, кто не хочет или не может забыть утраченные значения слов. Однако способен ли полицейский надзор залечить пустоту, которая образуется при лишении смыслов? И зачем он вообще нужен?
В этот раз мы неслучайно старались выбрать именно японских писательниц. Всё потому, что именно они остро чувствуют диссонанс между традиционным и современным взглядами японцев. С 1980-х в Японии женщины и мужчины стали обладать практически равными правами. Сейчас реклама убеждает девушек, что бизнесвумен быть хорошо, а государство заверяет, что рожать попросту невыгодно. Но при этом в глазах общества человек без семьи в 30+ кажется странным, особенно если это женщина без карьерных амбиций.
Ещё один объединяющий фактор большинства книг в подборке – японская мифология и фольклор. Не только Хаяо Миядзаки знакомит нас со всякими ёкаями, божествами и духами. Что иной мир ближе, чем кажется, стремятся показать в своих литературных экспериментах и Юкико Мотои, и Хироми Каваками, и Хироко Оямада. Они создают особый японский сорт магического реализма, который ни с чем не спутать.
Саяка Мурата и Ёко Огава – представительницы странной японской фантастики. Весьма необычные сюжеты, напоминающие антиутопии, при ближайшем рассмотрении оказываются чем-то большим. В них авторы не просто обличают несовершенства общества, а пытаются найти от них противоядие.
Вам также может пригодиться наш материал про творчество Джеймса Клавелла, автора романа «Сёгун». Как минимум три книги его «Азиатской саги» посвящены Японии.
Комментарии
21 июня 2024 г.