Сегодня, 19 ноября, во всем мире стартовала премьера первого сезона сериала HBO «Моя гениальная подруга» по книгам Элены Ферранте. В России его тоже покажут на двух онлайн-платформах. Москвичам повезло вдвойне: 28 ноября в Москве откроется фотовыставка Оттавио Селлитти по местам действия романов Ферранте. Настоящее счастье для поклонников!
В мире уже несколько лет бушует #феррантемания – есть такой специальный хештэг в Интернете. Сотни тысяч поклонников Элены Ферранте по всему миру читают книги, обмениваются догадками по поводу загадок в сюжете, делятся любимыми цитатами. В Неаполе, основном месте действия романа, даже проводятся специальные экскурсии. Впрочем, поклонники зачастую игнорируют экскурсоводов и сами отправляются на поиски «мест Ферранте», вооружившись книгами, ведь так гораздо интереснее. Но что делать, если нет возможности поехать в Неаполь и увидеть все своими глазами?
Италия, главный гость книжной ярмарки non/fictio№, планируя мероприятия, просто не могла пройти мимо любимой многими писательницы. Поэтому в первый же день ярмарки, 28 ноября, здесь откроется выставка «Где искать Элену Ферранте? Квартал как место действия в мировой литературе в фотографиях Оттавио Селлитти». В фотографиях будет рассказана большая история о разных исторических периодах и особой топографии Неаполя. Густое переплетение переулков, улочки, похожие на лабиринты и почти непроходимые, районы, являющиеся связующими звеньями между центром и окраинами... Сорок фотографий проведут нас по основным местам действия «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте. Вот одна из фотографий Оттавио Селлитти, которую мы публикуем с разрешения Итальянского института культуры в Берлине.
Мы не будем показывать их вам: выставку лучше смотреть целиком и в большом формате. Но чтобы разжечь аппетит, покажем кое-что другое. Когда «Неаполитанский квартет» только вышел, журналисты французского журнала L’Obs посетили Неаполь, чтобы отыскать места действия, описываемые в романе. Вот что у них получилось.
Две подруги родились в квартале Рионе Луцатти (Rione Luzatti). Элена Ферранте замаскировала район, нигде не упоминая его название, но оставила в книгах массу подсказок и намёков: железнодорожная линия, тоннель с тремя входами, церковь, очертания зданий…
Квартал выглядит не совсем так, как описано в романах Ферранте: здесь нет узких улиц и старых строений, как в центре Неаполя. Вместо этого есть целый квартал прямоугольных бетонных блочных зданий, построенных после Второй мировой войны. Он близко от центра города, но отделен от него и похож на остров, очерченный железнодорожной линией. Везувий находится не так далеко, но из мест детства Элены и Лилы совсем не виден.
Бедный квартал Рионе Луцатти известен тем, что находится под влиянием итальянской мафии (каморры). В книгах описано учиняемое ею беззаконие. Впервые Элена сталкивается с мафией, будучи маленькой девочкой, наивно и подробно рассказывающей о близкой родственнице – одной из главных героинь. По мере взросления некоторые вещи для неё постепенно проясняются: в книгах щедро описаны убийства и наркобизнес.
Некоторые отрывки из книг убеждают нас в том, что именно здесь выросли две героини Элены Ферранте. Во дворе Лила и Элена слышали сумасшедший плач соседки или рев мафиози с третьего этажа. Когда семья героя книги Нино с шумом выезжала, каждый из жильцов считал своей обязанностью высунуться из окна, чтобы воочию наблюдать соседскую драму.
В самом начале дружбы Элена и Лила щеголяют друг перед другом количеством книг, взятых в районной библиотеке. В Рионе Луцатти стоит маленькое серое здание с зарешёченными окнами. Сдавленное улицей с одной стороны и железнодорожной линией с другой, оно могло бы оказаться помещением для железнодорожного персонала, если бы не маленькая вывеска, на которой можно прочесть: «Городская библиотека Андреоли».
В книге «Моя гениальная подруга» часто описывается туннель, ведущий за черту города. Здесь начинается деревенская дорога, по которой можно дойти до моря. Однажды маленькие Элена и Лила решают пойти туда вместо школы. Сегодня город разросся до морского побережья.
Отдыхая на Искье – острове, расположенном неподалёку от морского побережья Неаполя, в доме Неллы – сестры учительницы начальной школы, Элена Греко открывает для себя море, которое и находилось-то всего в двух километрах от её дома. Это первые каникулы Элены, и требуется много времени, чтобы из её головы исчез раздражительный голос матери.
Элена проводит свои дни на пляже, полностью очарованная семьёй Сарраторе. Отец, читающий газеты, и сын Нино, лучший ученик в классе, производят на неё сильное впечатление. Ферранте описывает, что пляж в это время абсолютно пустой – только Элена и эта семья. Сейчас здесь оживлённый курорт. Выстроенные вдоль морской линии деревянные ресторанчики на сваях рекламируют блюдо дня – салат из морепродуктов. Как и в книге, в конце пляжа расположены спа-отели, предлагающие грязевые ванны.
Мы находимся в самом сердце «Неаполитанского квартета» – квартале. Вернувшаяся с острова Элена Греко впервые так ясно замечает нищету и жёсткие нравы квартала. Это 1960-е, когда шумное общество распадается на конкурирующие группы – фашисты с одной стороны (семья аптекаря) и коммунисты с другой (семья столяра). В семье Солара два сына-мафиози управляют баром-кондитерской (когда не наматывают круги на своём модном автомобиле). Их мать всегда держит при себе угрожающе красную тетрадь, в которую внесены все записи о деньгах, взятых в долг жителями квартала.
Сегодня в квартале не так много сапожников и плотников. Магазины выглядят совсем иначе, нежели мы представляли их, читая книгу. Они скорее похожи на те, что на этой фотографии: узкие улицы, одиночные строения, лишённые обаяния. Всего две аптеки, маленькие ночные магазинчики и несколько баров кажутся сохранившими атмосферу более раннего периода. Один из них напоминает бар-кондитерскую «Солара». Он расположен на углу улицы, работает ежедневно и предлагает посетителям выпечку и пиццу.
В романе запечатлена церковь Святого Семейства. Действующая церковь в Рионе Луцатти имеет такое же название, как в романе.
Начальная школа Рионе Луцатти расположена рядом. Когда Элена и Лила учились в ней, далеко не все ученики продолжали обучение и шли в среднюю школу.
Как-то вечером юные Элена и Лила рискнули прогуляться по центру Неаполя с компанией друзей. На виа Кьяйя, длинной оживлённой улице с магазинами, они встретили совсем других женщин, резко контрастирующих с матерями из их квартала: гибких, элегантных, с хорошей осанкой. Девушка, одетая во всё зелёное, приковала их внимание. Элена и Лила мечтали о богатстве, но им даже в голову не приходило, что это может значить. Холодность, уверенность в себе – вот что их так впечатлило. В глазах девочек это были привилегии для богатых.
Гуляя вниз по улице, сегодня трудно увидеть какие-то нарочитые проявления богатства. На торговой улице продают сандалии со стразами и банановый сок. Ближе к морю она становится более просторной, и магазины здесь уровнем выше.
Прямо в конце виа Кьяйя начинается пьяцца дей Мартири. Во втором томе «История нового имени» семья Солара покупает там обувной магазин, который превращается в своего рода «представительство» квартала. В центре богатого современного Неаполя этот маленький магазинчик становится центром романтических и психологических столкновений героев. В Неаполе пьяцца дей Мартири – треугольное пространство, известное этими гигантскими львами и двумя монументальными дворцами. В них располагаются магазины люксовых брендов (Gucci и Salvatore Ferragamo). На палаццо Калабритто один из магазинчиков слева напоминает магазин Солара: запасный выход в задний двор такой же, как в одной из сцен второго тома.
Элена – одна из немногих в квартале, кто подошёл к окончанию средней школы. Она старается привлечь внимание учительницы синьоры Гальяни, которая живёт на корсо Эммануэле, в интеллигентном районе в самой высокой части города (см. фото). Позже в романе Элена получает приглашение провести вечер в огромной квартире учительницы, полной книг. Для неё это огромная радость и возможность подняться по социальной лестнице.
Чтобы заработать немного денег, летом Элена работает няней. Два года подряд во время школьных каникул она отводит дочерей продавщицы канцтоваров на море. Одна из прибрежных линий недалеко от центра Неаполя напоминает этот маленький пляж. Вся пляжи имеют вид на палаццо Дон’ Анна, которое мы видим на фото.
Год спустя Элена проводит лето, подрабатывая в книжном магазине в студенческом квартале на виа Меццоканноне. На этой улице, раньше сплошь состоявшей из книжных, сегодня остался только Libreri Dante & Descartes. Покупатель в книжном магазине говорит, что его жена прочла все четыре части «квартета». Он добавляет, что сегодня город поделён на две части: тех, кто читал, и тех, кто не читал эти книги. Для тех, кто не читал, британский издатель Энни Медоус говорит: «Сегодня не прочесть Ферранте – это как в 1856 году не читать Флобера…»
Во второй книге Элена и Лила проводят свои дни на пляже Ситара, а вечера в Форио – маленьком оживлённом городке. После мороженого и разговоров по телефону-автомату они бродят по округе в тёплом свете вывесок магазинов, открытых до поздней ночи.
Комментарии